Обмен ссылками

При использовании материалов
с данного сайта, ссылка на www.varlay.com.ua
обязательна!

©Varlay

Публикации. Кавказская овчарка (волкодав, чабанская собака): исторические условия формирования психотипа и современная классификация типов. Варлай. Охранные кавказские и среднеазиатские овчарки
Публикации о кавказских и среднеазиатских овчарках

Кавказская овчарка (волкодав, чабанская собака):
исторические условия формирования психотипа и современная классификация типов

Валерий Высоцкий
эксперт Национальной категории, директор ШОС «Арес»,
владелец питомника «Варлай-Орф».


Насколько нам известно, многие собаководы предпочитают пропускать в читаемых ими книгах главы о происхождении пород, которыми они занимаются. Кого-то раздражает заумность материала, кто-то считает эту информацию малозначимой и неинтересной.
На самом же деле, решительно невозможно понять причины своеобразия той или иной породы собак, не зная особенностей времени и места, где она формировалась.
Нет ничего не научного в утверждении, что породная характеристика заключается в некой «первопрограмме», содержащей психотип (поведение) и внешний облик (экстерьер), а также особенности интерьера (здоровье, выносливость, жизнеспособность и т.п.) собаки. Строго говоря, каждая собака породна ровно настолько, насколько в ней присутствует «первопрограмма». Зная время возникновения породы и условия жизни людей в регионе ее «создания», прежде всего – особенности их религиозных воззрений, мы сможем разобраться в том, почему эта порода именно такая. А это, в свою очередь, поможет нам избежать ошибок, как в выборе породы, так и в процессе создания семьи-стаи. Поможет это знание и в наших попытках минимизировать последствия конфликтов человек-собака.
И если Вы дочитали до этого места, значит Вам в самом деле интересно, действительно ли кавказец и азиат чем то отличаются от других пород собак, или это всего лишь рекламные ходы специалистов, продающих щенков этих пород? И правда ли, что к этим породам нужны совсем другие подходы в воспитании и обучении? И даже желательно другое защитное снаряжение во время подготовки к охранной работе?
Мы надеемся, что, совершив своеобразное путешествие во времени, мы сможем найти хотя бы что-то, что поможет нам понять уникальных собак, имя которым – волкодавы Кавказа и Азии.
Что нам известно о происхождении пород «кавказская овчарка» и «среднеазиатская овчарка»? Одновременно и много, и ничего. Если проанализировать все то, что написано о происхождении этих собак, то, вычленив самое основное, мы получим следующее:

1. азиатский волкодав (овчарка) возник 3-6 тысяч лет тому назад в азиатском регионе;
2. кавказский волкодав (овчарка) - насчитывает около 2-3 тысяч лет истории и является по сути древним азиатом, видоизменившимся в условиях Кавказа;
3. обе породы являются потомками древнего тибетского мастифа, описанного Юаттом.
Вот, пожалуй, и все о самом раннем периоде. Далее идут ссылки на наиболее ранние изображения, дошедшие до наших дней; сообщения о их основном предназначении в битвах. Не говоря уже о том, что все это можно подвергнуть сомнению, это не объясняет главного – почему эти собаки такие, какие они есть. Ни в одном из изданий мы не смогли найти хотя бы попытки объяснить особенности той самой породной «первопрограммы», которая отличает кавказца и азиата от других пород собак. Вот мы и решили эту попытку предпринять сами. Но прежде хотелось бы обратить внимание наших читателей на некоторые нестыковки в истории наших пород, вернее – в их хронологии.

80тыс.лет
тому назад
15тыс.лет
тому назад
6тыс.лет
тому назад
3тыс.лет
тому назад
Наше время
возникновение
волка как вида
одомашнивание
собаки
возникновение
САО
возникновение
КО
 

Так выглядит общепринятая «временная схема».
На первый взгляд все логично и вписано последовательно, но … давайте рассуждать.
Совершенно неясно, например, откуда взялась цифра 6 тысяч лет для истории САО. Ведь если азиат - это потомок тибетского дога, а первое упоминание о тибетском доге мы находим в 1121 г до н.э., то получается чепуха. Если первому упоминанию о предке 3 тысяч лет, то как его потомку может быть 6 тысяч лет?!
Терракотовой таблице Бирс Нимруда около 2,5 тысяч лет, но азиат ли на ней?

Кавказская овчарка (волкодав, чабанская собака): исторические условия формирования психотипа и современная классификация типов

Ответе себе честно. Лично я вижу лишь характерный для САО постав задних конечностей. С головой (в которой, как известно, порода) уже проблематичнее. Так почему же 6 тысяч лет? И даже если в примитивной фигурке из поселения Алтын-Депе все же увидеть азиата, то ему будет всего 3 тысячи лет, но никак не 6…
Что же до кавказской овчарки, то с легкой руки Мазовера эта порода была привязана к Азии. С этим можно и не согласиться, верно? Как, например, с самим названием «овчарка». И если говорить о КО и САО как о потомках тибетского дога, то достаточно расположить рядом их изображения, чтобы заметить – кавказец имеет с реконструкцией тибетского дога много больше общего, чем азиат. Тогда почему кавказец более поздний? Тем более, что Тибет – горы, Кавказ – горы, а Азия, скажем так, не совсем. И почему тогда история КО – 3 тысячи, а САО – 6 тысяч лет?
И это притом, что наиболее авторитетные специалисты единодушны во мнении – материалов о происхождении кавказца недостаточно для того, чтобы говорить о чем то конкретном.
В силу всего сказанного выше я предлагаю поступить иначе, а именно – уйти от разговоров о многих тысячелетиях и исходя из того, что той же Бирс Нимруде 2,5 тысячи лет, а изображенная на ней собака еще не азиат, рассмотреть период с V века до н.э. до I в.н.э Вероятнее всего, именно в этот период происходило интенсивное формирование пород КО и САО, независимо от того, кто чей потомок.
Бездоказательно – скажете Вы. Возможно! Но не более, чем разговоры о 6 тысячелетиях. Только об этом периоде человеческой истории нам уже много известно, и мы можем говорить хоть что-то конкретное.
А говорить мы будем о той самой «первопрограмме», которая является неизменной сущностью породы. Если она уничтожается, то перестает существовать и порода. Это справедливо и в случае, когда остаются собаки, сохранившие внешние сходства с собственно породой. Таковы, например, все реконструкции. Даже если не брать во внимание их гипотетичность, то все равно они лишены той самой истинности, первоосновы. Кстати, говоря, в полной мере это относится к воссозданному тибетскому догу. Внешне, возможно, он и похож на тибетского дога (воссозданный с большой вероятностью больших отклонений), но это все равно уже совсем другая собака…*

* В полной мере это справедливо в отношении любых исторических реконструкций. Взгляните на воссозданные архитектурные памятники – в них нет самого главного – духа времени. По сути, они как фотографии умершего человека.

Теперь давайте определимся, что именно по мнению специалистов отличает КО/САО от других пород (отметив, что между собой кавказцы и азиаты также имеют значительные различия, но все же и очень много общего).
Во-первых, общепризнанна независимость этих пород, граничащая с упрямством, несговорчивостью и не всегда предсказуемой реакцией на болевые воздействия.
Во-вторых, бескомпромиссность в вопросах, касающихся жизненноважных вещей. Пищи, например. Кому не известно о «конфликтах у миски» в случае с новичками-владельцами!
В-третьих, самостоятельность и, как следствие, не имеющие аналогов охранные качества. Откуда же эта, выражаясь человеческим языком, гордость?
Давайте посмотрим на территории возникновения и обитания этих собак.

Кавказская овчарка (волкодав, чабанская собака): исторические условия формирования психотипа и современная классификация типов

Кавказская овчарка (волкодав, чабанская собака): исторические условия формирования психотипа и современная классификация типов

Теперь вспомним интересующее нас время – вторая половина I тысячелетия до нашей эры. Какие люди жили здесь, во что верили, как относились к живущей рядом собаке? Ведь именно под влиянием человека формировались породы. И что объединяло такие огромные территории, ведь иначе породы азиата и кавказца не имели бы так много общего!
Любопытное наблюдение: вопрос к собаководам, народы какой религии создали кавказца и азиата, дал два варианта ответов. И оба неверные. Ведь не было в то время еще ни христианства, ни тем более, мусульманства. Эти религии откладывали свой отпечаток на отношение к собакам много позже, да и далеко не всегда благоприятный. В мусульманстве собака – «нечистое животное», а из 30 упоминаний собаки в Библии лишь 2 не имеет четко выраженного негативного значения. Вероятно, иудеи боялись собак (и не любили) из-за того, что римляне (их враги) как раз занимались их разведением и главное – применением. В том числе и против иудеев. Например, во время бестиарий.
В интересующее нас время на интересующих нас территориях господствующей была совсем другая религия. Кстати говоря, очень многое из нее использовали и иудеи, и христиане, и мусульмане. Религия эта – зороастризм. Именно зороастризм был господствующей религией на азиатских и кавказских территориях в то время, когда на них создавались (вероятнее всего - не зависимо друг от друга!) те собаки, которых мы сегодня знаем под именами кавказская и среднеазиатская овчарки.
Логично предположить, что разобравшись в предписаниях религии касательно отношения к собаке, мы сможем понять, почему люди того времени в этом месте создали именно таких собак, собак с именно такой «первопрограммой».
И что же говорит зороастризм о собаке? Признаться, идя в своем исследовании этим путем, мы не ожидали такого результата.
Собака – священное животное, практически равное человеку.
Ее кормят первой, отдавая самые жирные куски. Делает это старший в роду. Просто обидеть собаку считалось страшным грехом. Например, дать собаке слишком горячую пищу или нераздробленные кости. За убийство собаки род совершившего его был проклят на 9 поколений!

Главная книга зороастризма «Авеста» содержит в себе практические указания о разведении, воспитании и содержании собак, дает оценки метисов с волком (причем рассматриваются варианты, когда волк вяжет суку и когда кобель вяжет волчицу), рассматривает нюансы наказаний за нанесение ущерба собаке, охраняющей дом, и собаке охотничьей, и много другое.
Даже во время перехода человека в другой мир по мосту, на нем его ждут две собаки. Праведнику они машут хвостами, а грешнику молча смотрят вслед. Вдумайтесь – собаки, по сути, решают – как прожил свою жизнь человек!
Представьте себе, как должны были относиться к Собаке люди, если сам Заратустра как то увидел голодную суку со щенками и побежал домой, чтобы принести ей еды. Сука умирала от голода и лишь смотрела на Заратустру молящими глазами. Вернувшись с хлебом, Заратустра все же опоздал – сука умерла. Сообщается, что Великий Заратустра очень долго страдал от этого воспоминания.
Вдумайтесь в это. В какой еще мировой религии Вы найдете что-нибудь подобное? А теперь решите сами – какими должны были становиться собаки в таких условиях, при таком к ним отношении?
Именно так и произошло формирование пород волкодавов Кавказа и Азии, именно поэтому, согласно заложенной первопрограмме, они стали такими, какими они пока еще есть. Пока, т.к. современная кинология, кажется, поставила перед собой задачу уничтожения заложенной в породы первопрограммы.
Пока же отметим главное.
1. возраст пород кавказская и среднеазиатская овчарка точно установить не представляется возможным. Можно говорить о том, что в конце I тысячелетия до н.э. эти породы уже наверняка существовали.
2. не факт, что корни кавказской овчарки следует искать в Азии. Возможно,корни породы находятся как раз на своем месте, т.е. на Кавказе.
3. особенности пород объясняются теми уникальными условиями, которые были в этих регионах того времени. Имеем в виду условия географические, политические, религиозные, этические.
4. основное применение этих собак в течении 2-х тысяч лет - ОХРАНА от «лихих» людей хозяина и его имущества и от волков – домашнего скота.
Здесь интересно отметить то обстоятельство, что собаки скотоводческих и земледельческих районов мало отличаются друг от друга.
И самое главное – эти собаки практически лишены охотничьего, а значит - аппортировочного инстинкта. Из этого неизбежно следует непригодность любых спортивных методик в воспитании и обучении этих собак. Так сложилось исторически, и пытаться здесь что-то менять означает менять (т.е. разрушать) породную первопрограмму. А это означает гибель пород.
5. древность и уникальность пород кавказская и среднеазиатская овчарка накладывает на специалистов особую ответственность за сохранение этих видов живой природы.
Что же было дальше с кавказской пастушеской собакой? Вплоть до середины ХХ века эти собаки сохранялись практически в неизменном виде. Не будем повторять общеизвестные факты о их применении в войсках (как в древности и раннем средневековье, так и в XVII-XIX вв). Давайте попробуем увидеть «картинку» в целом и понять пути развития породы уже в Новое время.
Возможно, самая большая опасность для кавказской овчарки заключается в неверной оценке ее эволюции.
Подавляющее большинство собаковладельцев и собаководов – «профессионалов» представляют ее как череду взаимозаменявших друг друга типов собак:

Аборигенные чабанские собаки
(примитивная порода)
Собака I этапа культивирования
(переходная порода)
Современный выставочный тип
(заводская порода)

Реальность же намного сложнее и интереснее. Как и любая другая «не заводская» порода (т.е. порода, возникшая под влиянием хозяйственной необходимости, естественного отбора и климатических условий с применением метода народной селекции, а не «придуманной» профессиональными селекционерами), кавказская овчарка имеет значительное количество внутрипородных типов и весьма широкую генетическую базу. Это как раз и является гарантом ее выживания.
И эволюция породы выглядит совсем иначе в силу этого спасительного для нее обстоятельства. Только это нужно увидеть.

I тыс. до н.э. 30-80гг. XXв конец XXв   сегодня
     
Аборигенные
собаки
Собаки
аборигенного типа
  Собаки типа
"Красная звезда"
Собаки
типа "Красная звезда"
    Выставочный тип Шоу-собаки

Самое интересное заключается в том, что именно современный выставочный тип является самым проблемным. Он характеризуется гигантскими размерами (нежизнеспособными в естественных условиях), декоративным шерстным покровом, слабым здоровьем и анатомическими проблемами, характерными для всех сверхкрупных особей, коротким веком жизни, отсутствием характера и пр., пр., пр.
Аборигенных собак при всех их положительных характеристиках можно «обвинять» в некоторой экстерьерной простоте и в том, что значительная их часть неспособна вступать в поединок с человеком. Т.е. облаивать, пугать – да, а вот если человек атакует - нет.
Собаки типа «Красной звезды», на мой взгляд, наиболее ценны. Это, по сути, несколько облагороженный внешне абориген с максимальными развитыми охранными возможностями. Это как раз тот счастливый случай, когда смогли не навредить. Но это мое личное мнение.
А неприятности начались позже, когда стали подливать в этих собак крови других пород, увлеклись боями, и, в конце концов, смысл жизни Кавказца увидели в том, чтобы быть самым крупным и пушистым на клочке земли с искусственной травой, огражденной желтой ленточкой с надписью «Pedigree».
Цель великая, что и говорить…
Современные разведенцы стали, как заправские гламурщики, разбирать цветовые гаммы собак и выискивать у них порочные пятнышки, рассуждать о цвете их глаз и яркости их внешнего облика, оценивать качество стрижки и вычесанности, обсуждать достоинства и недостатки шампуней и присыпок.
Наверное, в ближайшее время стоит ждать землетрясения на Кавказе – это когда перевернутся в своих могилах многие-многие поколения чабанов, живших и работавших с этими собаками…
Только представьте себе – тысячелетия Природа трудилась над созданием такого уникального живого организма как кавказская собака. Безусловно, помогал ей при этом человек. И он же за каких-то 15-20 лет угробил свое же творение…
Грустно. Но не фатально, поскольку есть еще и аборигенные собаки, и их чуть модернизированный вариант. Только современные специалисты – выставочники не любят об этом говорить. Они любят порассуждать о своем селекционном гении и безусловном тотальном превосходстве своих собак над всеми другими.
Зайдите на любой Интернет - форум кавказистов – выставочников. Гарантирую – столько дерьма о друзьях и коллегах вы не найдете нигде. Особенно «кумедно» это выглядит на украинских сайтах. Здесь нужно иметь ввиду одну нашу особенность. Имея у себя горы - Карпаты и развитое овцеводство, мы, украинцы, не смогли создать своей пастушьей собаки. Вероятно, этот скрытый комплекс кинологической несостоятельности в области пастушеско - охранных собак, помноженный на «шароварный» патриотизм породил такую степень агрессивности наших выставочников – кавказистов, что иначе как террариум единомышленников это общество и не назовешь.
К чему все эти не интеллигентные и даже грубые суждения?
Да к тому, что породу кавказская овчарка сегодня представляют именно «выставочники». И растят себе на смену таких же «выставочников» с ограниченным и однобоким взглядом на породу.
Рассматривая основные этапы существования, или, если настаиваете, «развития» собак Кавказа, становятся очевидными некоторые ошибочные представления, прочно укоренившиеся в среде кавказистов. Давайте попробуем рассмотреть некоторые из них, поскольку они часто используются представителями разных направлений, существующих внутри породы кавказская овчарка. Здесь мы подходим к весьма любопытному утверждению, во многом объясняющему сам факт возникновения нескольких внутрипородных течений в среде кавказистов. Посмотрите еще раз на нашу «историческую» диаграмму.

Типы кавказцев (времен Вайсмана)
Кавказская овчарка (волкодав, чабанская собака): исторические условия формирования психотипа и современная классификация типов

Первый период (до 50-60хх гг ХХ века) имеет своих приверженцев в лице т. н. бойчатников или тестовиков, ставящих (или делающих вид) перед собой непосильную задачу сохранения аборигенной формы кавказца (это возможно лишь в регионах исконного обитания).
Второй период (длившийся до середины 90х гг) сформировал направление прикладников, ценящих в кавказце его функциональность, жизнеспособность и красоту, но главное - уникальные рабочие (охранные) качества.
И, наконец, современный этап, породивший «чистых выставочников», хорошо вписывавшихся в евро-американскую концепцию шоу-собаководства и рассматривающих кавказца как «компаньона», «домашнего любимца» и «выставочный экземпляр».
Возникновение названных направлений четко совпадает с важными событиями в истории породы. Кавказец становится известен широкому кругу собаководов (1-е направление), затем «Красная Звезда» модернизирует кавказца, создав лучшую в мире охранную породу (2-е направление), и, наконец, развал СССР, тяжелые времена ДОСААФ и рабочего собаководства, коммерциализация выставок (3-е направление).
Из разговоров с собаководами-любителями становится понятно, что они, говоря о кавказце, подразумевают увиденный ими на выставке вариант 3. Но ведь продолжают свое существование и вариант 1, и вариант 2! Эти собаки никуда не исчезли, они есть, и, как минимум, глупо не считаться с этим.
Приведенную схему можно и проиллюстрировать:

Аборигенные собаки
Аборигенные собаки Аборигенные собаки Аборигенные собаки
     
Собаки типа «Красная звезда»
Собаки типа Красная звезда Собаки типа Красная звезда Собаки типа Красная звезда
     
Современный выставочный тип
Современный выставочный тип Современный выставочный тип Современный выставочный тип

Картина получается более чем наглядная. Хотим мы того или нет, но сегодня порода кавказская овчарка на самом деле вовсе не так унифицирована, вовсе не так однообразна и однотипна, как может показаться посетителю шоу-выставки.
Существуют три типа собак Кавказа, и обусловлено их существование и логикой развития породы, и потребностью дня, и желаниями людей, занимающихся породой. Аборигенные собаки продолжали и продолжают существовать и до, и после вычленения Мазовером грузинского типа. Тип собак, полученных в «Красной Звезде» на базе грузинского типа, остался – несмотря на выставочную моду. А как могло быть иначе! Никак.
И если иметь ввиду сегодняшний тип выставочных победителей и чемпионов – огромных, тяжелых и пушистых, то, интересно, какую оценку под интер-экспертом сегодня получил бы легендарный Бандит? Уверены – 90% интер-экспертов приняли бы его за азиата со всеми вытекающими последствиями…
И последнее. Давайте уйдем от эмоций и личных пристрастий, а будем брать во внимание исключительно вещи объективные. Что отличает кавказца от других пород? Его естественность: жизнестойкость, неприхотливость, уникальный механизм получения и сохранения жизненной энергии, территориальность и злобность к чужакам, высочайшие адаптационные возможности, выносливость и, если хотите, инстинктивность, умноженные на отточенный «природный интеллект». Проще говоря, это предельно выживаемая во всех условиях собака. Но Закон Природы неумолим и гласит – средний по биометрическим показателям всегда наиболее жизнестоек, всегда имеет преимущество в борьбе за выживание. Это – Закон, это – не обсуждается. Экстремальные особи в популяции всегда обречены. А ведь селекция выставочных кавказцев идет именно по пути создания монструозных особей!
Посмотрите промеры собак, произведенных в 30-е годы. Обхват пясти – 13.5 – 14.5, редко 15 см. У современных выставочников – 17-18см и даже (Господи, помилуй!) 20 см! Это первое, чем интересуется покупатель! А какое внимание цвету глаз и прикусу! Между тем это всего лишь декоративные признаки…
Куда же ведут нас селекционеры-экстремисты?
В породе уже существует «глюкозаминовая зависимость» - связки и суставы не удерживают этих монстров сами, их нужно стимулировать препаратами с младенчества. А еще – средства для усиления пигмента и шерстного покрова, операции по коррекции зубной системы, стрижки и всевозможные выставочные присыпки и припудривания, о которых уже говорилось выше. О какой естественности и жизнеспособности может идти речь в данном случае? А ведь уже широко распространилась практика применения всевозможных допингов и стимуляторов в среде выставочников – кавказистов. Культуристы – завидуют, собаки живут лет 5-6, не больше…
По нашему скромному мнению, из описанных 3-х типов современных кавказцев, «современный выставочный» тип искусственен, моден (т.е. переменчив) и бесполезен. Он настолько же мало пригоден к жизни, как той-пинчер, чихуа-хуа (лучше все же чивава). Все эти, на наш взгляд, нежелательные и опасные тенденции в породе надежно и своевременно узакониваются стандартами, делая в репродукции кавказца «правильным» тот самый выставочный тип, который является неестественным и непригодным по определению.
Далее. Три направления в породе кавказская овчарка объясняются наличием в породе 3-х типов собак, достаточно далеко стоящих друг от друга.
1.Абориген;
2."Красная Звезда";
3.Шоу
Представители разных направлений нередко конфликтуют друг с другом. Это тоже легко понять. Любой мало-мальски грамотный «дрессировщик» легко поиздевается над собаками 1 и 3-его вариантов, доказав их полнейшую несостоятельность как рабочих охранных кавказцев примерно в 90% случаев.
В бою с собакой более чем в 60% случаев преимущество получат представители варианта 1. Теперь давайте вернемся к укоренившимся ошибочным представлениям.

1. Тестовики любят порассуждать о том, как «Красная Звезда» испортила кавказца, сделав из него злую и свирепую собаку. Дескать это «сделанные в «Красной Звезде»» кавказские овчарки такие, а аборигенные к человеку лояльны и чуть ли не добры. О том же говорят выставочники.
Что тут скажешь? Наверное, это от безграмотности. Мы понимаем, что многим сегодняшним «специалистам» фамилия Вайсман ничего не говорит, а Мазовер – разве что совсем немного. Тем не менее, это «смягчающее» обстоятельство ничего не меняет.
Питомник «Красная Звезда» был создан в 1926 году, а в 1931 Вайсманом уже был написан стандарт. Это потом его имя вымарывалось на обложках книг. Но нас интересует другое. Во времена, когда «Красная Звезда» еще не имела к кавказцу никакого отношения, и когда эти собаки практически ничем не отличались от далекой «исходной» морфы и являлись обычными аборигенами, их описал Вайсман. И что же он написал о тех собаках? Даже в стандарте он обозначил их как «злобных» (цитата). Так что «Красная Звезда» лишь закрепила эти характеристики и в определенном смысле консолидировала породу вокруг ее грузинского варианта, а вовсе не сделала ее злой!
Тоже самое несколько позже отметил и Мазовер, повторив в своем варианте Стандарта ту же породную характеристику.А как могло быть иначе,если и первый,и второй столкнулись с огромными сложностями при попытках снятия промеров - по причине злобности обследуюмых!
Так что если Вы видите на выставке лижущегося к чужим кавказца и Вам говорят, что он такой и должен быть – Вам врут! Если Вам говорят, что просто он с собаками хорошо дерется, а к людям «никакой», потому как «волкодав» - то же врут!
Если эта собака боится выстрела – это «пробитая по психике», бракованная собака, а не специфическая особенность породы кавказская овчарка.

2. Сегодня подавляющее большинство людей считает, что кавказец более однотипен, чем азиат. Если иметь ввиду наш вариант 3 – шоу-кавказец, то это действительно так (в частности, мы сами об этом говорим и пишем). Но если иметь ввиду всю структуру породы, то нет и еще раз нет! На самом деле, кавказец даже более разнотипен, чем азиат. Более того, многие внутрипородные типы кавказца больше похожи на азиата, чем, собственно, на кавказца в нашем современном восприятии (или азиат похож на кавказца?).
Многие считают, что те непривычные нам собаки всего лишь метисы с азиатом. На самом же деле у Мазовера мы находим:
«…Среднеазиатская овчарка очень близка к кавказским, что объясняется явлением параллелизма, то есть близко сходными условиями окружающей среды, одинаково действующими на обе породы, и сходными условиями отбора, подбора и содержания.
Действительно, степные кавказские овчарки, находящиеся в аналогичных со среднеазиатскими собаками условиях (бурунные степи Дагестана, Азербайджана), очень сходны между собой, но в тоже время имеют и ряд признаков, характерных для одной и не характерных для другой породы. Например, среднеазиатская овчарка в лучших своих типах сохранила своеобразную, широкую от самого основания морду с сырыми губами, типичную для ее предков – боевых и пастушьих собак Древнего Востока и Азии. Часто встречается у среднеазиатских собак характерная для тех же групп рыхлость и, в частности, складчатость кожи на морде. Сюда относится и черный окрас, наиболее частый для древних догов, сохранившийся и широко распространенный у среднеазиатских овчарок…»,
«…Среднеазиатская овчарка более однообразна; она не образует различных типов, как кавказская овчарка, и все различие в собаках разных районов, в конце концов, сводится к признакам, зависящим от условий кормления и содержания…» («Собака в сельском хозяйстве», 1957г., стр. 28)
Там же мы находим и фото метиса из северокавказского региона.
Помесь кавказской <br>и южнорусской овчарок(тип северокавказских помесей)
Помесь кавказской
и южнорусской овчарок
(тип северокавказских помесей)

Так же мы хотели бы отослать наших читателей на грузинский Интернет-сайт Nagazi. Поверьте, Вы найдете там очень много непривычного и интересного. Даже документальный фильм о тех самых упоминаемых Мазовером тушинских собаках! Очень рекомендуем. Еще рекомендуем посмотреть в Интернете фотоотчет о экспедиции в Грузию известной кавказистки Полины Симич.
Приходится часто слышать о безграничной верности и смелости кавказца. Это правда, но с одной оговоркой: в варианте 2 это так, а вот в вариантах 1 и 3 уже далеко не всегда. Русские специалисты Сердюковы из Пятигорска обращают внимание на то, что собаки нашего 1 варианта сильно привязаны к овцам и слабо к чабану, приводя в пример практику передачи кобелей из отары в отару.
В 3 варианте то же подтверждает практика перепродажи взрослых шоу-собак.И еще.На уже упомянутом нами сайте Nagazi есть запись момента, когда собаки встречают у дома чужого человека. Запись сделана, очевидно, где-то в 50-е годы. Скажу честно – нас такая «смелость», мягко говоря, не устраивает.
Возвращаясь к незаслуженно забытому Вайсману, заметим, что современный стандарт КО отличается от его, Вайсмана, стандарта 1930 года так же , как современная выставочная кавказская овчарка от нормального кавказца. «Злобность» трансформируется в «уравновешенность», «крепость» - в «грубость», сокращаются допустимые окрасы, увеличиваются минимальные допуски и пр.
Люди думающие часто задают вопрос: почему порода так долго существовала без изменений до того, как попала «к нам в руки». А попав к нам утрачивает свои важнейшие характеристики?
Ответ прост. Пока Природа и человек в лице чабана экзаменировали кавказца в части характера (духа), крепости и здоровья – все было в порядке. Но только мы начали оценивать их по размеру, цвету глаз и красоте шерсти, забыв обо всем остальном – все, основные требования вытеснились вторичными и, естественно, стали исчезать.
Может ли современный выставочный кавказец весом под 80 кг перепрыгнуть двухметровый забор? Не по команде, а если это нужно ему самому? Конечно нет! Если же Вам интересно, как это делает старотипная собака (наш вариант 2), то Вы можете посмотреть видео на сайте www.varlay.com.ua
Говоря о 3-х типах КО мы берем на себя смелость утверждать, что пока существуют собаки-аборигены и особенно т.н. собаки типа «Красной Звезды», они же старотипные, наш прогноз о перспективах КО не лишен оптимизма.
Дай Бог, чтобы мы не ошибались.
Только для того что бы сохранить Кавказца настоящим, придется очень много думать и работать. И главное – научить ставить интересы породы выше своих собственных.
 
наверх страницы
Публикации. Варлай. Охранные кавказские и среднеазиатские овчарки