Насколько нам известно, многие собаководы предпочитают пропускать в читаемых ими книгах главы о происхождении пород, которыми они занимаются.
Кого-то раздражает заумность материала, кто-то считает эту информацию малозначимой и неинтересной.
На самом же деле, решительно невозможно понять причины своеобразия той или иной породы собак, не зная особенностей времени и места, где она формировалась.
Нет ничего не научного в утверждении, что породная характеристика заключается в некой «первопрограмме»,
содержащей психотип (поведение) и внешний облик (экстерьер), а также особенности интерьера (здоровье, выносливость, жизнеспособность и т.п.) собаки.
Строго говоря, каждая собака породна ровно настолько, насколько в ней присутствует «первопрограмма».
Зная время возникновения породы и условия жизни людей в регионе ее «создания», прежде всего – особенности их религиозных воззрений,
мы сможем разобраться в том, почему эта порода именно такая. А это, в свою очередь, поможет нам избежать ошибок, как в выборе породы,
так и в процессе создания семьи-стаи. Поможет это знание и в наших попытках минимизировать последствия конфликтов человек-собака.
И если Вы дочитали до этого места, значит Вам в самом деле интересно, действительно ли кавказец и азиат чем то отличаются от других пород собак,
или это всего лишь рекламные ходы специалистов, продающих щенков этих пород? И правда ли, что к этим породам нужны совсем другие подходы в воспитании и обучении?
И даже желательно другое защитное снаряжение во время подготовки к охранной работе?
Мы надеемся, что, совершив своеобразное путешествие во времени, мы сможем найти хотя бы что-то, что поможет нам понять уникальных собак, имя которым – волкодавы Кавказа и Азии.
Что нам известно о происхождении пород «кавказская овчарка» и «среднеазиатская овчарка»? Одновременно и много, и ничего.
Если проанализировать все то, что написано о происхождении этих собак, то, вычленив самое основное, мы получим следующее:
1. азиатский волкодав (овчарка) возник 3-6 тысяч лет тому назад в азиатском регионе;
2. кавказский волкодав (овчарка) - насчитывает около 2-3 тысяч лет истории и является по сути древним азиатом, видоизменившимся в условиях Кавказа;
3. обе породы являются потомками древнего тибетского мастифа, описанного Юаттом.
Вот, пожалуй, и все о самом раннем периоде. Далее идут ссылки на наиболее ранние изображения, дошедшие до наших дней; сообщения о их основном предназначении в битвах.
Не говоря уже о том, что все это можно подвергнуть сомнению, это не объясняет главного – почему эти собаки такие, какие они есть.
Ни в одном из изданий мы не смогли найти хотя бы попытки объяснить особенности той самой породной «первопрограммы», которая отличает кавказца и азиата от других пород собак.
Вот мы и решили эту попытку предпринять сами. Но прежде хотелось бы обратить внимание наших читателей на некоторые нестыковки в истории наших пород, вернее – в их хронологии.
80тыс.лет тому назад |
15тыс.лет тому назад |
6тыс.лет тому назад |
3тыс.лет тому назад |
Наше время |
|
возникновение волка как вида |
одомашнивание собаки |
возникновение САО |
возникновение КО |
|
Так выглядит общепринятая «временная схема».
На первый взгляд все логично и вписано последовательно, но … давайте рассуждать.
Совершенно неясно, например, откуда взялась цифра 6 тысяч лет для истории САО. Ведь если азиат - это потомок тибетского дога,
а первое упоминание о тибетском доге мы находим в 1121 г до н.э., то получается чепуха. Если первому упоминанию о предке 3 тысяч лет, то как его потомку может быть 6 тысяч лет?!
Терракотовой таблице Бирс Нимруда около 2,5 тысяч лет, но азиат ли на ней?
Ответе себе честно. Лично я вижу лишь характерный для САО постав задних конечностей. С головой (в которой, как известно, порода) уже проблематичнее.
Так почему же 6 тысяч лет? И даже если в примитивной фигурке из поселения Алтын-Депе все же увидеть азиата, то ему будет всего 3 тысячи лет, но никак не 6…
Что же до кавказской овчарки, то с легкой руки Мазовера эта порода была привязана к Азии. С этим можно и не согласиться, верно? Как, например, с самим названием «овчарка».
И если говорить о КО и САО как о потомках тибетского дога, то достаточно расположить
рядом их изображения, чтобы заметить – кавказец имеет с реконструкцией тибетского дога много больше общего, чем азиат. Тогда почему кавказец более поздний?
Тем более, что Тибет – горы, Кавказ – горы, а Азия, скажем так, не совсем. И почему тогда история КО – 3 тысячи, а САО – 6 тысяч лет?
И это притом, что наиболее авторитетные специалисты единодушны во мнении – материалов о происхождении кавказца недостаточно для того, чтобы говорить о чем то конкретном.
В силу всего сказанного выше я предлагаю поступить иначе, а именно – уйти от разговоров о многих тысячелетиях и исходя из того,
что той же Бирс Нимруде 2,5 тысячи лет, а изображенная на ней собака еще не азиат, рассмотреть период с V века до н.э. до I в.н.э
Вероятнее всего, именно в этот период происходило интенсивное формирование пород КО и САО, независимо от того, кто чей потомок.
Бездоказательно – скажете Вы. Возможно! Но не более, чем разговоры о 6 тысячелетиях. Только об этом периоде человеческой истории нам уже много известно,
и мы можем говорить хоть что-то конкретное.
А говорить мы будем о той самой «первопрограмме», которая является неизменной сущностью породы. Если она уничтожается, то перестает существовать и порода.
Это справедливо и в случае, когда остаются собаки, сохранившие внешние сходства с собственно породой. Таковы, например, все реконструкции.
Даже если не брать во внимание их гипотетичность, то все равно они лишены той самой истинности, первоосновы.
Кстати, говоря, в полной мере это относится к воссозданному тибетскому догу. Внешне, возможно, он и похож на тибетского дога
(воссозданный с большой вероятностью больших отклонений), но это все равно уже совсем другая собака…*
* В полной мере это справедливо в отношении любых исторических реконструкций.
Взгляните на воссозданные архитектурные памятники – в них нет самого главного – духа времени. По сути, они как фотографии умершего человека.
Теперь давайте определимся, что именно по мнению специалистов отличает КО/САО от других пород
(отметив, что между собой кавказцы и азиаты также имеют значительные различия, но все же и очень много общего).
Во-первых, общепризнанна независимость этих пород, граничащая с упрямством, несговорчивостью и не всегда предсказуемой реакцией на болевые воздействия.
Во-вторых, бескомпромиссность в вопросах, касающихся жизненноважных вещей. Пищи, например. Кому не известно о «конфликтах у миски» в случае с новичками-владельцами!
В-третьих, самостоятельность и, как следствие, не имеющие аналогов охранные качества. Откуда же эта, выражаясь человеческим языком, гордость?
Давайте посмотрим на территории возникновения и обитания этих собак.
Теперь вспомним интересующее нас время – вторая половина I тысячелетия до нашей эры. Какие люди жили здесь, во что верили, как относились к живущей рядом собаке?
Ведь именно под влиянием человека формировались породы. И что объединяло такие огромные территории, ведь иначе породы азиата и кавказца не имели бы так много общего!
Любопытное наблюдение: вопрос к собаководам, народы какой религии создали кавказца и азиата, дал два варианта ответов.
И оба неверные. Ведь не было в то время еще ни христианства, ни тем более, мусульманства.
Эти религии откладывали свой отпечаток на отношение к собакам много позже, да и далеко не всегда благоприятный.
В мусульманстве собака – «нечистое животное», а из 30 упоминаний собаки в Библии лишь 2 не имеет четко выраженного негативного значения.
Вероятно, иудеи боялись собак (и не любили) из-за того, что римляне (их враги) как раз занимались их разведением и главное – применением.
В том числе и против иудеев. Например, во время бестиарий.
В интересующее нас время на интересующих нас территориях господствующей была совсем другая религия.
Кстати говоря, очень многое из нее использовали и иудеи, и христиане, и мусульмане.
Религия эта – зороастризм. Именно зороастризм был господствующей религией на азиатских и кавказских территориях в то время, когда на них создавались
(вероятнее всего - не зависимо друг от друга!) те собаки, которых мы сегодня знаем под именами кавказская и среднеазиатская овчарки.
Логично предположить, что разобравшись в предписаниях религии касательно отношения к собаке, мы сможем понять,
почему люди того времени в этом месте создали именно таких собак, собак с именно такой «первопрограммой».
И что же говорит зороастризм о собаке? Признаться, идя в своем исследовании этим путем, мы не ожидали такого результата.
Собака – священное животное, практически равное человеку.
Ее кормят первой, отдавая самые жирные куски. Делает это старший в роду. Просто обидеть собаку считалось страшным грехом. Например, дать собаке слишком горячую пищу или нераздробленные кости.
За убийство собаки род совершившего его был проклят на 9 поколений!
Главная книга зороастризма «Авеста» содержит в себе практические указания о разведении, воспитании и содержании собак,
дает оценки метисов с волком (причем рассматриваются варианты, когда волк вяжет суку и когда кобель вяжет волчицу),
рассматривает нюансы наказаний за нанесение ущерба собаке, охраняющей дом, и собаке охотничьей, и много другое.
Даже во время перехода человека в другой мир по мосту, на нем его ждут две собаки. Праведнику они машут хвостами, а грешнику молча смотрят вслед.
Вдумайтесь – собаки, по сути, решают – как прожил свою жизнь человек!
Представьте себе, как должны были относиться к Собаке люди, если сам Заратустра как то увидел голодную суку со щенками и побежал домой, чтобы принести ей еды.
Сука умирала от голода и лишь смотрела на Заратустру молящими глазами. Вернувшись с хлебом, Заратустра все же опоздал – сука умерла.
Сообщается, что Великий Заратустра очень долго страдал от этого воспоминания.
Вдумайтесь в это. В какой еще мировой религии Вы найдете что-нибудь подобное? А теперь решите сами – какими должны были становиться собаки в таких условиях, при таком к ним отношении?
Именно так и произошло формирование пород волкодавов Кавказа и Азии, именно поэтому, согласно заложенной первопрограмме, они стали такими, какими они пока еще есть.
Пока, т.к. современная кинология, кажется, поставила перед собой задачу уничтожения заложенной в породы первопрограммы.
Пока же отметим главное.
1. возраст пород кавказская и среднеазиатская овчарка точно установить не представляется возможным. Можно говорить о том, что в конце I тысячелетия до н.э. эти породы уже наверняка существовали.
2. не факт, что корни кавказской овчарки следует искать в Азии. Возможно,корни породы находятся как раз на своем месте, т.е. на Кавказе.
3. особенности пород объясняются теми уникальными условиями, которые были в этих регионах того времени. Имеем в виду условия географические, политические, религиозные, этические.
4. основное применение этих собак в течении 2-х тысяч лет - ОХРАНА от «лихих» людей хозяина и его имущества и от волков – домашнего скота.
Здесь интересно отметить то обстоятельство, что собаки скотоводческих и земледельческих районов мало отличаются друг от друга.
И самое главное – эти собаки практически лишены охотничьего, а значит - аппортировочного инстинкта.
Из этого неизбежно следует непригодность любых спортивных методик в воспитании и обучении этих собак.
Так сложилось исторически, и пытаться здесь что-то менять означает менять (т.е. разрушать) породную первопрограмму. А это означает гибель пород.
5. древность и уникальность пород кавказская и среднеазиатская овчарка накладывает на специалистов особую ответственность за сохранение этих видов живой природы.
Что же было дальше с кавказской пастушеской собакой? Вплоть до середины ХХ века эти собаки сохранялись практически в неизменном виде.
Не будем повторять общеизвестные факты о их применении в войсках (как в древности и раннем средневековье, так и в XVII-XIX вв).
Давайте попробуем увидеть «картинку» в целом и понять пути развития породы уже в Новое время.
Возможно, самая большая опасность для кавказской овчарки заключается в неверной оценке ее эволюции.
Подавляющее большинство собаковладельцев и собаководов – «профессионалов» представляют ее как череду взаимозаменявших друг друга типов собак:
Аборигенные чабанские собаки (примитивная порода) |
|
Собака I этапа культивирования (переходная порода) |
|
Современный выставочный тип (заводская порода) |
Реальность же намного сложнее и интереснее. Как и любая другая «не заводская» порода
(т.е. порода, возникшая под влиянием хозяйственной необходимости, естественного отбора и климатических условий с применением метода народной селекции,
а не «придуманной» профессиональными селекционерами), кавказская овчарка имеет значительное количество внутрипородных типов и весьма широкую генетическую базу.
Это как раз и является гарантом ее выживания.
И эволюция породы выглядит совсем иначе в силу этого спасительного для нее обстоятельства. Только это нужно увидеть.
I тыс. до н.э. |
30-80гг. XXв |
конец XXв |
|
сегодня |
|
|
|
Аборигенные собаки |
|
Собаки аборигенного типа |
|
Собаки типа "Красная звезда" |
|
Собаки типа "Красная звезда" |
|
|
Выставочный тип |
|
Шоу-собаки |
Самое интересное заключается в том, что именно современный выставочный тип является самым проблемным. Он характеризуется гигантскими размерами
(нежизнеспособными в естественных условиях), декоративным шерстным покровом, слабым здоровьем и анатомическими проблемами, характерными для всех сверхкрупных особей,
коротким веком жизни, отсутствием характера и пр., пр., пр.
Аборигенных собак при всех их положительных характеристиках можно «обвинять» в некоторой экстерьерной простоте и в том, что значительная их часть неспособна вступать в поединок с человеком.
Т.е. облаивать, пугать – да, а вот если человек атакует - нет.
Собаки типа «Красной звезды», на мой взгляд, наиболее ценны. Это, по сути, несколько облагороженный внешне абориген с максимальными развитыми охранными возможностями.
Это как раз тот счастливый случай, когда смогли не навредить. Но это мое личное мнение.
А неприятности начались позже, когда стали подливать в этих собак крови других пород, увлеклись боями, и, в конце концов, смысл жизни Кавказца увидели в том,
чтобы быть самым крупным и пушистым на клочке земли с искусственной травой, огражденной желтой ленточкой с надписью «Pedigree».
Цель великая, что и говорить…
Современные разведенцы стали, как заправские гламурщики, разбирать цветовые гаммы собак и выискивать у них порочные пятнышки,
рассуждать о цвете их глаз и яркости их внешнего облика, оценивать качество стрижки и вычесанности, обсуждать достоинства и недостатки шампуней и присыпок.
Наверное, в ближайшее время стоит ждать землетрясения на Кавказе – это когда перевернутся в своих могилах многие-многие поколения чабанов, живших и работавших с этими собаками…
Только представьте себе – тысячелетия Природа трудилась над созданием такого уникального живого организма как кавказская собака. Безусловно, помогал ей при этом человек.
И он же за каких-то 15-20 лет угробил свое же творение…
Грустно. Но не фатально, поскольку есть еще и аборигенные собаки, и их чуть модернизированный вариант. Только современные специалисты – выставочники не любят об этом говорить.
Они любят порассуждать о своем селекционном гении и безусловном тотальном превосходстве своих собак над всеми другими.
Зайдите на любой Интернет - форум кавказистов – выставочников. Гарантирую – столько дерьма о друзьях и коллегах вы не найдете нигде. Особенно «кумедно» это выглядит на украинских сайтах.
Здесь нужно иметь ввиду одну нашу особенность. Имея у себя горы - Карпаты и развитое овцеводство, мы, украинцы, не смогли создать своей пастушьей собаки.
Вероятно, этот скрытый комплекс кинологической несостоятельности в области пастушеско - охранных собак,
помноженный на «шароварный» патриотизм породил такую степень агрессивности наших выставочников – кавказистов, что иначе как террариум единомышленников это общество и не назовешь.
К чему все эти не интеллигентные и даже грубые суждения?
Да к тому, что породу кавказская овчарка сегодня представляют именно «выставочники». И растят себе на смену таких же «выставочников» с ограниченным и однобоким взглядом на породу.
Рассматривая основные этапы существования, или, если настаиваете, «развития» собак Кавказа, становятся очевидными некоторые ошибочные представления, прочно укоренившиеся в среде кавказистов.
Давайте попробуем рассмотреть некоторые из них, поскольку они часто используются представителями разных направлений, существующих внутри породы кавказская овчарка.
Здесь мы подходим к весьма любопытному утверждению, во многом объясняющему сам факт возникновения нескольких внутрипородных течений в среде кавказистов.
Посмотрите еще раз на нашу «историческую» диаграмму.
Типы кавказцев (времен Вайсмана)
Первый период (до 50-60хх гг ХХ века) имеет своих приверженцев в лице т. н. бойчатников или тестовиков, ставящих (или делающих вид)
перед собой непосильную задачу сохранения аборигенной формы кавказца (это возможно лишь в регионах исконного обитания).
Второй период (длившийся до середины 90х гг) сформировал направление прикладников, ценящих в кавказце его функциональность,
жизнеспособность и красоту, но главное - уникальные рабочие (охранные) качества.
И, наконец, современный этап, породивший «чистых выставочников», хорошо вписывавшихся в евро-американскую концепцию шоу-собаководства и рассматривающих кавказца как «компаньона»,
«домашнего любимца» и «выставочный экземпляр».
Возникновение названных направлений четко совпадает с важными событиями в истории породы. Кавказец становится известен широкому кругу собаководов (1-е направление),
затем «Красная Звезда» модернизирует кавказца, создав лучшую в мире охранную породу (2-е направление), и, наконец, развал СССР, тяжелые времена ДОСААФ и рабочего собаководства,
коммерциализация выставок (3-е направление).
Из разговоров с собаководами-любителями становится понятно, что они, говоря о кавказце, подразумевают увиденный ими на выставке вариант
3. Но ведь продолжают свое существование и вариант 1, и вариант 2! Эти собаки никуда не исчезли, они есть, и, как минимум, глупо не считаться с этим.
Приведенную схему можно и проиллюстрировать:
Аборигенные собаки |
|
|
|
|
|
|
Собаки типа «Красная звезда» |
|
|
|
|
|
|
Современный выставочный тип |
|
|
|
Картина получается более чем наглядная. Хотим мы того или нет, но сегодня порода кавказская овчарка на самом деле вовсе не так унифицирована,
вовсе не так однообразна и однотипна, как может показаться посетителю шоу-выставки.
Существуют три типа собак Кавказа, и обусловлено их существование и логикой развития породы, и потребностью дня, и желаниями людей, занимающихся породой.
Аборигенные собаки продолжали и продолжают существовать и до, и после вычленения Мазовером грузинского типа.
Тип собак, полученных в «Красной Звезде» на базе грузинского типа, остался – несмотря на выставочную моду. А как могло быть иначе! Никак.
И если иметь ввиду сегодняшний тип выставочных победителей и чемпионов – огромных, тяжелых и пушистых, то, интересно, какую оценку под интер-экспертом сегодня получил бы легендарный Бандит?
Уверены – 90% интер-экспертов приняли бы его за азиата со всеми вытекающими последствиями…
И последнее. Давайте уйдем от эмоций и личных пристрастий, а будем брать во внимание исключительно вещи объективные. Что отличает кавказца от других пород?
Его естественность: жизнестойкость, неприхотливость, уникальный механизм получения и сохранения жизненной энергии, территориальность и злобность к чужакам,
высочайшие адаптационные возможности, выносливость и, если хотите, инстинктивность, умноженные на отточенный «природный интеллект».
Проще говоря, это предельно выживаемая во всех условиях собака. Но Закон Природы неумолим и гласит – средний по биометрическим показателям всегда наиболее жизнестоек,
всегда имеет преимущество в борьбе за выживание. Это – Закон, это – не обсуждается. Экстремальные особи в популяции всегда обречены.
А ведь селекция выставочных кавказцев идет именно по пути создания монструозных особей!
Посмотрите промеры собак, произведенных в 30-е годы. Обхват пясти – 13.5 – 14.5, редко 15 см. У современных выставочников – 17-18см и даже (Господи, помилуй!) 20 см!
Это первое, чем интересуется покупатель! А какое внимание цвету глаз и прикусу! Между тем это всего лишь декоративные признаки…
Куда же ведут нас селекционеры-экстремисты?
В породе уже существует «глюкозаминовая зависимость» - связки и суставы не удерживают этих монстров сами, их нужно стимулировать препаратами с младенчества.
А еще – средства для усиления пигмента и шерстного покрова, операции по коррекции зубной системы, стрижки и всевозможные выставочные присыпки и припудривания,
о которых уже говорилось выше. О какой естественности и жизнеспособности может идти речь в данном случае? А ведь уже широко распространилась
практика применения всевозможных допингов и стимуляторов в среде выставочников – кавказистов. Культуристы – завидуют, собаки живут лет 5-6, не больше…
По нашему скромному мнению, из описанных 3-х типов современных кавказцев, «современный выставочный» тип искусственен, моден (т.е. переменчив) и бесполезен.
Он настолько же мало пригоден к жизни, как той-пинчер, чихуа-хуа (лучше все же чивава). Все эти, на наш взгляд, нежелательные и опасные тенденции
в породе надежно и своевременно узакониваются стандартами, делая в репродукции кавказца «правильным» тот самый выставочный тип, который является неестественным и непригодным по определению.
Далее. Три направления в породе кавказская овчарка объясняются наличием в породе 3-х типов собак, достаточно далеко стоящих друг от друга.
1.Абориген;
2."Красная Звезда";
3.Шоу
Представители разных направлений нередко конфликтуют друг с другом. Это тоже легко понять.
Любой мало-мальски грамотный «дрессировщик» легко поиздевается над собаками 1 и 3-его вариантов, доказав их полнейшую несостоятельность как рабочих охранных кавказцев примерно в 90% случаев.
В бою с собакой более чем в 60% случаев преимущество получат представители варианта 1.
Теперь давайте вернемся к укоренившимся ошибочным представлениям.
1. Тестовики любят порассуждать о том, как «Красная Звезда» испортила кавказца, сделав из него злую и свирепую собаку.
Дескать это «сделанные в «Красной Звезде»» кавказские овчарки такие, а аборигенные к человеку лояльны и чуть ли не добры. О том же говорят выставочники.
Что тут скажешь? Наверное, это от безграмотности. Мы понимаем, что многим сегодняшним «специалистам» фамилия Вайсман ничего не говорит,
а Мазовер – разве что совсем немного. Тем не менее, это «смягчающее» обстоятельство ничего не меняет.
Питомник «Красная Звезда» был создан в 1926 году, а в 1931 Вайсманом уже был написан стандарт. Это потом его имя вымарывалось на обложках книг. Но нас интересует другое.
Во времена, когда «Красная Звезда» еще не имела к кавказцу никакого отношения, и когда эти собаки практически ничем не отличались от далекой «исходной» морфы и являлись
обычными аборигенами, их описал Вайсман. И что же он написал о тех собаках? Даже в стандарте он обозначил их как «злобных» (цитата).
Так что «Красная Звезда» лишь закрепила эти характеристики и в определенном смысле консолидировала породу вокруг ее грузинского варианта, а вовсе не сделала ее злой!
Тоже самое несколько позже отметил и Мазовер, повторив в своем варианте Стандарта ту же породную характеристику.А как могло быть иначе,если и первый,и второй столкнулись с огромными сложностями при попытках снятия промеров - по причине злобности обследуюмых!
Так что если Вы видите на выставке лижущегося к чужим кавказца и Вам говорят, что он такой и должен быть – Вам врут!
Если Вам говорят, что просто он с собаками хорошо дерется, а к людям «никакой», потому как «волкодав» - то же врут!
Если эта собака боится выстрела – это «пробитая по психике», бракованная собака, а не специфическая особенность породы кавказская овчарка.
2. Сегодня подавляющее большинство людей считает, что кавказец более однотипен, чем азиат.
Если иметь ввиду наш вариант 3 – шоу-кавказец, то это действительно так (в частности, мы сами об этом говорим и пишем).
Но если иметь ввиду всю структуру породы, то нет и еще раз нет! На самом деле, кавказец даже более разнотипен, чем азиат.
Более того, многие внутрипородные типы кавказца больше похожи на азиата, чем, собственно, на кавказца в нашем современном восприятии (или азиат похож на кавказца?).
Многие считают, что те непривычные нам собаки всего лишь метисы с азиатом.
На самом же деле у Мазовера мы находим:
«…Среднеазиатская овчарка очень близка к кавказским, что объясняется явлением параллелизма, то есть близко сходными условиями окружающей среды,
одинаково действующими на обе породы, и сходными условиями отбора, подбора и содержания.
Действительно, степные кавказские овчарки, находящиеся в аналогичных со среднеазиатскими собаками условиях
(бурунные степи Дагестана, Азербайджана), очень сходны между собой, но в тоже время имеют и ряд признаков,
характерных для одной и не характерных для другой породы.
Например, среднеазиатская овчарка в лучших своих типах сохранила своеобразную, широкую от самого
основания морду с сырыми губами, типичную для ее предков – боевых и пастушьих собак Древнего Востока и Азии.
Часто встречается у среднеазиатских собак характерная для тех же групп рыхлость и, в частности, складчатость кожи на морде.
Сюда относится и черный окрас, наиболее частый для древних догов, сохранившийся и широко распространенный у среднеазиатских овчарок…»,
«…Среднеазиатская овчарка более однообразна; она не образует различных типов, как кавказская овчарка, и все различие в собаках разных районов,
в конце концов, сводится к признакам, зависящим от условий кормления и содержания…» («Собака в сельском хозяйстве», 1957г., стр. 28)
Там же мы находим и фото метиса из северокавказского региона.
|
Помесь кавказской и южнорусской овчарок
(тип северокавказских помесей) |
Так же мы хотели бы отослать наших читателей на грузинский Интернет-сайт Nagazi. Поверьте, Вы найдете там очень много непривычного и интересного.
Даже документальный фильм о тех самых упоминаемых Мазовером тушинских собаках!
Очень рекомендуем. Еще рекомендуем посмотреть в Интернете фотоотчет о экспедиции в Грузию известной кавказистки Полины Симич.
Приходится часто слышать о безграничной верности и смелости кавказца. Это правда, но с одной оговоркой: в варианте 2 это так, а вот в вариантах 1 и 3 уже далеко не всегда.
Русские специалисты Сердюковы из Пятигорска обращают внимание на то, что собаки нашего 1 варианта сильно привязаны к овцам и слабо к чабану,
приводя в пример практику передачи кобелей из отары в отару.
В 3 варианте то же подтверждает практика перепродажи взрослых шоу-собак.И еще.На уже упомянутом нами сайте Nagazi есть запись момента, когда собаки встречают у дома чужого человека.
Запись сделана, очевидно, где-то в 50-е годы. Скажу честно – нас такая «смелость», мягко говоря, не устраивает.
Возвращаясь к незаслуженно забытому Вайсману, заметим, что современный стандарт КО отличается от его, Вайсмана, стандарта 1930 года так же ,
как современная выставочная кавказская овчарка от нормального кавказца. «Злобность» трансформируется в «уравновешенность», «крепость» - в «грубость»,
сокращаются допустимые окрасы, увеличиваются минимальные допуски и пр.
Люди думающие часто задают вопрос: почему порода так долго существовала без изменений до того, как попала «к нам в руки». А попав к нам утрачивает свои важнейшие характеристики?
Ответ прост. Пока Природа и человек в лице чабана экзаменировали кавказца в части характера (духа), крепости и здоровья – все было в порядке.
Но только мы начали оценивать их по размеру, цвету глаз и красоте шерсти, забыв обо всем остальном – все, основные требования вытеснились вторичными и, естественно, стали исчезать.
Может ли современный выставочный кавказец весом под 80 кг перепрыгнуть двухметровый забор? Не по команде, а если это нужно ему самому? Конечно нет!
Если же Вам интересно, как это делает старотипная собака (наш вариант 2), то Вы можете посмотреть видео на сайте www.varlay.com.ua
Говоря о 3-х типах КО мы берем на себя смелость утверждать, что пока существуют собаки-аборигены и особенно т.н. собаки типа «Красной Звезды»,
они же старотипные, наш прогноз о перспективах КО не лишен оптимизма.
Дай Бог, чтобы мы не ошибались.
Только для того что бы сохранить Кавказца настоящим, придется очень много думать и работать. И главное – научить ставить интересы породы выше своих собственных.