Обмен ссылками

При использовании материалов
с данного сайта, ссылка на www.varlay.com.ua
обязательна!

©Varlay

Йехуизм как характеристика современной кинологии, или О изысканиях Хулио Хуренито и мнении Конрада Лоренца.
Публикации о дрессировке и обучении собак

Йехуизм как характеристика современной кинологии, или
О изысканиях Хулио Хуренито и мнении Конрада Лоренца.

Валерий Высоцкий
Судья по рабочим качествам


Вместо предисловия.
Некоторые необходимые пояснения терпеливому читателю.

Уважаемый читатель! Если Вы пытаетесь осилить эту, четвертую по счету, публикацию за столь короткое время, не удивляйтесь не всегда присущей нам плодовитости и манере изложения - грубоватой и ернической.
Дело в том, что все четыре статьи – всего лишь обещанная ответная реакция на нанесенные нам оскорбления.
Как говаривал старик Милвертон: «Зачем было доводить дело до крайности! Уверяю вас, по собственному желанию, я и мухи бы не обидел!»
Мы с интересом наблюдали за тем, как на некоторых сайтах и форумах известные нам персоны, при полном попустительстве «админов», безнаказанно распространяли о нас, и главное – о наших любимых собаках, оскорбительные и клеветнические сплетни.
Например, говорили что Варлай (Старый) покалечил наших детей и что готовил его по послушания не я, а другой человек (очень хотелось бы взглянуть на такого смельчака!);
что Варлая 2 мы боимся вывести за ворота – такой он отморозок;
что мы «великие гуру»;
что наши книги нельзя воспринимать серьезно и что это дешевая беллетристика;
что у нас «что-то с головой»;
что мы «рекетиры», и все в таком духе.
Одна особа договорилась даже до того, что она со мной, Высоцким Валерием Борисовичем, «разошлась как в море корабли».
Официально заявляю – я никогда женат на ней не был!
Наши клеветники перевирали историю создания «Зотера», приписывали себе несуществующие заслуги, опускались до подслушивания и скрытых записей наших семинаров, предавая затем их фрагменты на публичное обсуждение – без нашего на то согласия, естественно.
Мы передали им через третьих лиц, что в случае продолжения подобных действий, мы будем вести себя адекватно сложившейся ситуации.
Вот так и родились четыре публикации, прочтение которых заняло столько вашего, уважаемый читатель, драгоценного времени.
Конечно, в нашем арсенале имеются аргументы и по-весомее, но их обнародование затрагивало бы вещи слишком личные. В отличие от наших «оппонентов», мы пока не будем переводить этот «обмен любезностями» в столь интимное русло. Пусть все будет, как в песне: «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути».
Судя по какому–то грустному молчанию наших оппонентов, на этом можно пока и закончить. Хочу лишь выразить свое уважение участнику упомянутого форума «мужеского полу», который один только и понял истинную суть происходящего, судя по его искреннему возмущению невозможности опубликовать какую–нибудь гадость на нашем сайте. Действительно, это не к нам. И без нас Интернет–помоек более чем предостаточно.
Приятного чтения!



Конечно, он отменно гнусен, но я
руководствуюсь при выборе учеников
не реакцией на них моего раздражительного
пищевода, а степенью их полезности для дела.

Хулио Хуренито.

А здесь, у лачуги, задрав морду к небу и
опустив хвост, воет собака – не вся ли
скорбь земли в ней?

Хулио Хуренито.

Здесь каждый развлекается, как может.

Надпись на ошейнике собаки Диогена.


Наши Великие предшественники предупреждали нас об угрожающей нам от нас самих опасности. Они делали это разными способами. Илья Эренбург создал Хулио Хуренито – Учителя, под руководством которого его ученик Алексей Спиридонович Тишин создал «Общество для изыскания Человека».
Изыскания эти закончились, как известно, плачевно, а именно: «Как и следовало предполагать, они дали крайне неблагоприятные результаты… обнаружив полное тождество обследованных экземпляров с выродочными (дегенеративными) особями, уже ранее известными зоопсихологам. Что касается практической деятельности общества, то есть непосредственных розысков Человека, то она привела лишь к ряду более или менее живописных анекдотов».
Это что касается нашего, человеческого, самомнения.
Но задолго до Эренбурга другой Великий Учитель – Джонатан Свифт - вынес нам всем приговор пострашнее. Он обнаружил в нас йеху – ужасное существо, стоящее в своем развитии неизмеримо ниже тех «зверей», царями которых мы так привыкли себя считать!
И, к великому сожалению, с тех пор мало что изменилось. Особенно в тех областях человеческой деятельности, которые имеют непосредственное отношение к этим существам. В первую очередь – к Собаке и Лошади, как самым верным попутчикам человека, чаще других им предаваемых, истязаемых и уничтожаемых – в виде благодарности, очевидно!
Мне кажется, что значительное количество тех же дрессировщиков собак занимают промежуточное положение где-то между обычными людьми и «гицелями». Я не склонен обвинять всех огульно, но практические действия части их убеждают в этом. И уж конечно, Собак они не любят. Иначе как бы они могли относиться к ним как к чему-то среднему между бесполезным сельскохозяйственным животным и спортивным снарядом? Зачем бы им были все эти электро – шокеры, парфорсы и методики «лая от боли»?
С некоторых пор в дрессировке собак стало обычным делом предлагать, точнее сказать – навязывать, их владельцам свое мнение о том, какой именно должна быть их собака. Очень часто это разговор двух йеху, которые быстро приходят к взаимопониманию. Но достаточно часты и варианты, когда йеху приходится иметь дело с Человеком. Самое приятное в этом процессе для дрессировщика – финансовая сторона вопроса. Удалось «разлоховать» на расширенную программу обучения – и замечательно, денег побольше обломиться.
Если же собака вовсе не пригодна к спортивным «премудростям» - то же неплохо. Мы ей долларов за 300 липовый сертификатик втюхаем – еще денежки. А владелец при этом растает от благодарности, забыв о том, что работа то не выполнена. При этом совсем не важно, что собачка ни при каких обстоятельствах не станет защищать, и уж тем более – охранять своего владельца! Зато она будет обозначать предметы на углах следа, выбегать на 50–т метров с последующей укладкой, апортировать через легкоатлетический барьер, глухой забор и наклонную стену, и пр. Если получится ее всему этому обучить. Согласитесь – эти умения собаки жизненно необходимы каждому владельцу собаки!
Любые достижения в спорте даются потом и кровью, и спорт с собакой – не исключение. Моральность вопроса заключается в том, чья это кровь.
Спорт – это игра. Игра - вещь увлекательная, но преимущественно не имеющая прямого отношения к действительной жизни.
В спорте с собакой важен сам процесс выполнения навыка, а не собственно результат. Именно процесс оценивается судьями. Если ваша собака надежно выполняет навык «Движение по команде «Рядом!», т.е. просто умеет двигаться рядом с вами, то это вовсе не означает, что вы успешно продемонстрируете это на состязаниях по ИПО. На шлифовку этого умения в спортивном режиме уходит много времени, и участники сравниваются по принципу «кто лучше». Самое главное здесь – т.н. «заточка», т.е. доведение определенных механических действий до абсурдного совершенства. Для того же, чтобы поплясать на свадьбе у друга, как мне кажется, совершенно незачем предварительно годами разучивать балетный pas de chat. Для того, чтобы прыгнуть с высоты в реку, не надо годами разучивать сложные сальто. Чтобы дать «в табло» уличному подонку, нужно просто быть достаточно смелым и владеть одним - двумя ударами, не более того.
Какими методами добиваются от собаки такой филигранной, доведенной до автоматизма и совершенства техники работы, я говорить не буду – ответ очевиден для любого здраво мыслящего человека.
У Лоренца находим:
«Что такое «игра»? Это один из труднейших вопросов психологии как человека, так и животных.
Для игры характерно, что в ней сугубо специфическое поведение не опирается на соответствующее эмоциональное состояние. Всякая игра родственна театральному искусству в том смысле, что играющий «делает вид», будто им владеют эмоции, которых он на самом деле не испытывает. Во время игры самые различные системы движения, служащие самым разным биологическим целям, выполняется без всякого порядка, потому что конкретное эмоциональное состояние, вызывающее каждое из них в действительной жизни, тут полностью отсутствует. ДВИЖЕНИЯ ДРАКИ ВЫПОЛНЯЮТСЯ БЕЗ ЗЛОБЫ, БЕГСТВА – БЕЗ СТРАХА, А ОХОТЫ – БЕЗ ЖЕЛАНИЯ УТОЛИТЬ ГОЛОД. И НЕВЕРНО, БУДТО В ИГРЕ РЕАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ ВСЕ ЖЕ ПРИСУТСТВУЮТ, ХОТЯ И В СМЯГЧЕННОЙ ФОРМЕ. НЕТ, В ИГРЕ ОНИ ОТСУТСТВУЮТ ПОЛНОСТЬЮ, И, ЕСЛИ КАКАЯ-НИБУДЬ ИЗ НИХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРОСНЕТСЯ В ОДНОМ ИЗ УЧАСТНИКОВ, ИГРА НЕМЕДЛЕННО ПРЕРЫВАЕТСЯ. ПОТРЕБНОСТЬ ИГРАТЬ ВОЗНИКАЕТ ИЗ ДРУГОГО ИСТОЧНИКА, БОЛЕЕ ОБЩЕГО ПО СВОЕМУ ХАРАКТЕРУ, ЧЕМ ТЕ ЧАСТНЫЕ ПОБУЖДЕНИЯ, КОТОРЫЕ В ОПРЕДЕЛЕННЫХ СИТУАЦИЯХ ОБЕСПЕЧИВАЮТ НЕОБХОДИМОЙ ЭНЕРГИЕЙ КАЖДОЕ ИЗ ОПИСАНЫХ ВЫШЕ ДВИЖЕНИЙ.
Однако эта более общая потребность в игре, это желание совершать активные действия РАДИ НИХ САМИХ представляет собой удивительный феномен, свойственный только наиболее психически развитым из всех живых существ».
Проще говоря, одно дело сыграть на сцене попавшего в плен к фашистам партизана-героя, и совсем другое – в действительной жизни стать героем, выдержав пытки.
И еще одно важное замечание Лоренца, к которому мы вернемся позже:
«Игра типична для развивающегося организма. У сложившегося животного потребность в ней затухает» .
Давайте просто порассуждаем. Основой успешной карьеры спортивной собаки являются, по сути, две вещи – ее темперамент и выраженность аппортировочного рефлекса. Все строится на этом.
Из флегматичной или мало возбудимой собаки никогда не сделать спортсмена, в работе которого в первую очередь ценится скорость, т.н. «драйв», и «желание работать». Думаю, с этим утверждением спорить не будет никто из тех, кто хоть немного «в теме». Следовательно, преследуя в обучении собаки спортивные цели, мы должны в процессе селекции получать максимально подвижных, темпераментных и легко возбудимых особей – именно они будут получать преимущество в последующей подготовке. Александр Власенко в статье «Хорошие собаки и этология человека» удачно охарактеризовал это явление как «гипертрофированная активность».
В то же время, «накопление» способности к аппортировке, культивируемое в ряде пород и в значительной мере передающееся по наследству, просто необходимо для получения собак, способных участвовать в спортивной работе в принципе.
Таким образом, покупая собаку одной из спортивных или служебно-спортивных пород, обычный человек получает сверхвозбудимое животное, страдающее инфантилизмом (вспомните, что писал Лоренц об угасании потребности в игре у сформировавшегося животного) и аппортировочным дебилизмом. Стоит ли говорить о том, что обычный человек справится с таким «гремучим набором» просто не в состоянии. И здесь на помощь ему приходят дрессировщики. Однако без постоянных нагрузок обуздать такого спортсмена невозможно, владелец обеспечить такие нагрузки неспособен, и тогда на сцену выходят технические изобретения человеческого «общества потребления» - нажал на кнопку, и телевизор включился, ворота открылись, «микроволновка» отключилась, собачка перестала гавкать и т.п.
(Кстати, о гавкающих собаках. По большому счету, столь неудобное для человека поведение на самом деле служит предупреждением злоумышленникам, т.ч. не торопитесь его искоренять – возможно, оно уже спасло вам жизнь, просто вы об этом не знаете. Любителям вообще не лающих собак я рекомендовал бы остановить свой выбор на коте – он точно не будет вас беспокоить. Кроме того, существует прекрасная отечественная программа «Сторожевая служба», в которой основное умение собаки – бесшумное оповещение об опасности, т.н. «сторожевка». Методики эти не являются каким-то секретом, их можно найти в любом «Служебном собаководстве». Но в этом случае придется с собакой поработать.
Конечно, куда легче просто долбануть ее электрическим разрядом…).
Но продолжим о спортивных собаках. Здесь возникают проблемы и по серьезней. Лежит такой «спортсмен» на диване целыми днями, заложенные генетически особенности его распирают, башка дымится, агрессия накапливается, не получая возможности выхода… Одним словом, фрустрация в чистом виде. А ведь, как известно, чем возбудимее собака, и чем дольше она лишена возможности «разрядится», тем меньший раздражитель требуется для того, чтобы произошел «взрыв». А мы потом удивляемся – такая «умная» собачка, «школу» закончила, дипломов-медалей полон дом, а тут выбежала на прогулку, и пробегающему мимо спортсмену откусила полжопы…
Вот и думайте, к чему приводят подобные спортивные игры. Да и что это за игры для психически нормальной собаки – по приказу, в соответствии с полученным стартовым номером. (Это прямо как американский зомби-лозунг: «Давайте веселиться!»).
Как по мне, продавать таких собачек владельцам – не спортсменам, это то же самое, что заставить обычного автомобилиста проехать по оживленной улице на болиде «Формулы 1» - и сам убьется, да еще кой – кого с собой на «тот свет» заберет наверняка…
И еще несколько наблюдений из мира спорта. Спрашиваешь у активного участника всевозможных спортивных состязаний, в чем смысл его работы. В ответ слышишь вполне здравые рассуждения о том, как интересно готовить такую собаку, как он ночей не досыпал, как последние деньги на семинары тратил. А потом вдруг выясняется, что собачка просто куплена… уже подготовленной, и даже команды на русском языке не знает. Вот такая интересная и насыщенная жизнь с собакой… Но осуждать такой подход вряд ли стоит – это норма в мире большого спорта.
Второй пример смешнее. Соревнования по «фристайлу». Девушка в белом коротеньком платье и фате ведет здоровенного кобеля на задних лапах, а судья-информатор радостно объявляет номер: «Жених и невеста».
И никто не усматривает в этом никакой двусмысленности! Как по мне – какая-то пропаганда зоофилии получается!
К чести спортсменов, на самый главный для нас вопрос - насколько все это нужно самой собаке, они отвечают честно. Во всяком случае, в «приватных» беседах – все это собаке и даром не надо. Только при этом они сразу переводят разговор на племенную деятельность, комплексное оценивание и прочую заумную лабуду.
Помня надпись на ошейнике собаки Диогена, я и не надеюсь кого-то переубедить, но и промолчать не могу. Хотя вру. Для меня достаточно уже того, что совсем недавно одна известная украинская собачница в телефонном разговоре сказала: «Ты знаешь, а ведь насчет Орфа ты все-таки прав, я перечитала. Геракл в той ситуации действительно урод уродом».
Конрада Лоренца мы, как выяснилось, не любим. И это понятно, потому как про йеху, мучающих, усыпляющих или отдающих (предающих) своих собак он тоже писал: «Когда-то у меня была увлекательная книжечка фантастических историй, называвшаяся «Рассказы Лыжного Эла на сон грядущий». Под маской забавной чепухи в них пряталась жгучая и подчас жестокая сатира… В одной из этих историй Лыжный Эл с чувством повествует о подвигах своего друга. Примеры невероятного мужества, ошеломляющего благородства и бескорыстного человеколюбия громоздятся один на другой, …завершаясь рядом трогательных сцен, когда герой спасает своего друга от волков, гризли, голода, холода и прочих бесчисленных опасностей. Рассказ кончается лаконичным сообщением: «Проделывая все это, он отморозил ноги, так что, к сожалению, мне пришлось его пристрелить».
Если в моем присутствии человек хвастает достоинствами своей собаки, я обязательно спрашиваю, где она теперь – по-прежнему ли с ним? И слишком часто получаю ответ в духе Лыжного Элла: «Нет, мне пришлось от нее отделаться… я переехал в другой город (или сменил квартиру на меньшую, или переехал на другую работу), и мне стало трудно держать собаку». Или еще что-нибудь в том же роде. Меня поражает, как люди, во всех остальных отношениях вполне добропорядочные, нисколько не смущаются, признаваясь в подобном поступке. Они не сознают, что между их поведением и поведением эгоиста, высмеянного в этой истории, нет принципиальной разницы. Собака лишена каких бы то ни было прав не только согласно с законом (сегодня, слава Богу, это не совсем верно – в ряде стран, в т.ч. в России, принято соответствующее законодательство, в котором за жестокое обращение с животными предусмотрены разные сроки тюремного заключения – прим. авт.), но и из-за бесчувственности многих людей.
Преданность собаки – это драгоценный дар, накладывающий на того, кто его принимает, не меньше обязательств, чем человеческая дружба. И это следует иметь в виду всем, кто намеревается обзавестись четвероногим другом».
Мне очень трудно удержаться от простого и морально оправданного действия – обнародовать неопровержимые доказательства «подвигов» виртуально активных йеху. Рассказать о покалеченных, усыпленных и просто преданных ими собаках. Указать, например, среднюю продолжительность жизни собак в их семьях. Продемонстрировать их жестокость и лицемерие, и задать вопрос владельцам собак, согласятся ли они доверить своего пса таким «специалистам». Возможно, когда ни будь меня доведут и до этого. Пока же, познакомившись с реакцией моих оппонентов, я не обнаружил ни одного ответа по существу, только обвинения в том, что я некрасивый и злой. Подобная «аргументация» меня удовлетворяет полностью.
…Интересные «штуки» проделывает с нами наше «подсознательное». Я недолюбливаю испанцев, хотя и преклоняюсь перед испанской литературой и живописью. Даже смотря футбол, я всегда болею против испанской сборной! Причина тому – коррида. Ничего более дикого и варварского в наше время я и представить себе не могу! Признаться, попадая на телерепортажи о корриде и предшествующему ей забеге, я всегда «болею» за быка. И когда очередной «герой» оказывается у него на рогах или под копытами, я испытываю вовсе не жалость к пострадавшему недоумку, а обиду за быка, участь которого все равно предрешена заранее. Только люди-йеху способны на такую жестокую подлость… Вот такие забавы цивилизованного человечества!
И когда я слышу или читаю умствования о том, как раньше поступали с собаками, зарычавшими на человека, мне хочется напомнить этим «историкам», как в те времена люди поступали с себе подобными. Они как-то предпочитают об этом не распространятся. А напрасно, ведь так картина будет не полной. Особенно смешно читать подобное в исполнении авторов-женщин – это касается и упоминавшихся ими «баринов», и темных азиатов, ценящих женщину значительно ниже приличного халата, и диких горцев (тут я вообще лучше промолчу). Так что если вам так милы нравы тех времен, давайте будем последовательны! Начать предлагаю с восстановления права «первой брачной ночи», а там видно будет.
И еще о делах давно минувших. Я никак в толк не возьму, как в течение не одного тысячелетия жили народы с теми же кавказскими или азиатскими собаками вполне довольные друг другом. Как они обходились без канализирования, концентрирования, кликирования и прочего кинологического кликушества. И имели при этом вполне приличных Собак. Зато мы, вооружившись современными знаниями и электричеством, за что не возьмемся – все перегадим. Получаются у нас то «немецкие скавчарки» (определение самих «немчатников»), то «вечнотявкающие» доберманы, то невменяемые беднокостные боксеры… Лет 20-30 нашей научно-обоснованной селекции – и любая порода собак превращается в нам же подобных вырожденцев.
Вероятно, мы слишком полагаемся на свой гений, и любим выдавать желаемое за действительное. Как историку мне подобный подход слишком хорошо известен. Ну, например, поливает грязью наш очередной специалист работу «Красной Звезды» с Кавказцем. Дескать, Мазовер дурак и приспособленец, поэтому для охраны концентрационных лагерей белых кавказцев не применяли – как слишком заметных. Мне хочется задать простой вопрос этому хулителю – где именно располагались эти самые лагеря? И что ему известно о климатических условиях этого региона, в частности – как долго там лежит снег? Дальше хочется задавать совсем уж сложные вопросы: какого цвета, как правило, бывает снег, или как правильно пишется слово «концентрационный».
Недавно мне принесли почитать пассаж одного из наших известных специалистов. Процитирую: «Да, собаки должны быть… чипированы все поголовно, то есть у КАЖДОЙ Жучки есть хозяин. У кого нет, увы и ах, пожалте, в крематорий». Ну что тут сказать? Сразу чувствуется, что человек собак любит. Поэтому и посвятил им всю свою жизнь. Хулио Хуренито аплодирует, Свифт удовлетворенно улыбается, маркиз де Сад нервно курит.
Радует меня другое – публично делая подобные заявления, благодаря Интернету и отсутствию в нем цензуры, человек дает прекрасную возможность многочисленным читателям самим составить свое мнение о нем. И это прекрасно.
В свое время в профессиональный сленг мы ввели определение «кинофашисты». Как вы понимаете, это вовсе не актеры, изображающие «убитых немцев», а все те же йеху, маскирующие душевную черствость и недоразвитость способности сострадать под практическую «доцільність» или необходимость. Любая бабушка, из своих скудных пенсионных харчей подкормившая бездомную собаку, милее моему сердцу всех вместе взятых специалистов, аргументировано теоретизирующих о проблеме бродячих собак в мегаполисе! На том простом основании, что йехуизма в ней неизмеримо меньше.
И еще один образчик лицемерия йеху – совсем свежий. В ночь с 20 на 21 февраля в Киеве произошла трагедия. Были массово отравлены бездомные собаки. Сайты йеху моментально спекульнули на этой теме, разместив предупреждение – дескать, будьте осторожны. И посокрушались – какой ужас, какая жестокость!
Так вы определитесь, господа хорошие, в крематорий их всех, или нет. Ведь если в крематорий, то какая вам разница, если их отравили. Или вы рассчитывали их в печь живьем засовывать, и из-за этого расстроились? А то получается то, что Шурик из «Ивана Васильевича … » очень емко охарактеризовал: «когда вы говорите, такое впечатление, что вы бредите».
…Очень часто у нас дома раздаются телефонные звонки и разговоры следующего содержания:
«Вы занимаетесь кавказцами (азиатами)? У нас 5-ти (2-10) летний кавказец (азиат), и если вы его не заберете, мы его усыпим!».
Как можно назвать такого человека? Йеху, именно йеху!
Если специалиста спрашивают, как отучить собаку делать что-то «нежелательное», и он тут же выпаливает: саданите электро–шокером (кстати говоря, за использование этого милого приспособления в ряде скандинавских стран предусмотрено тюремное заключение, а что за пропаганду крематориев – не знаю даже!), он – конченый йеху! Даже не говоря о моральности подобных рекомендаций и не обсуждая приемлемость тех или иных методов обучения, как можно давать такие советы, даже не видя собаки и не зная ее индивидуальных особенностей!
Как же тут не согласиться с результатами поисков «Общества изыскания человека»? Да очень просто: попытаться убедить на всевозможных форумах не знающих о твоих «подвигах» людей в том, что ты вовсе не такой йеху, каким являешься на самом деле.
Нельзя заниматься Собаками, не любя их.
Нельзя считать Собаками только породистых или хозяйских собак!
Пока мы не будем следовать этим простым понятиям, мы будем йеху, а йехуизм будет оставаться основной характеристикой того, что мы делаем с Собаками, независимо от количества хранящихся дома медалек и кубков, несмотря ни на какие наши «рыгалии» и стоимость проводимых нами семинаров.
Пока мы не начнем относиться к Собакам так же, как «к себе любимым», мы ничего не изменим в мире йеху. Он не станет добрее.
…В часто упоминаемой нами школе «Haute Ecole» существовала традиция: на каждого новичка надевали лошадиную сбрую и давали ему возможность на своей шкуре прочувствовать, что при этом испытывает лошадь. Подобный опыт запоминался на всю жизнь, являясь своеобразной прививкой против йехуизма. Вот бы ввести такую практику в некоторые дрессировочные школы!
А закончить эту эмоциональную статью я хочу словами все того же Лоренца:
«Факт остается фактом: моя собака любит меня больше, чем я ее, и это всегда порождает во мне смутный стыд».
 
наверх страницы
Публикации. Варлай. Охранные кавказские и среднеазиатские овчарки